Программно-аппаратный комплекс мониторинга систем кондиционирования

Комплекс предназначен для удаленного мониторинга и управления кондиционерами Daikin.

Разработчик аппаратного обеспечения: ЗАО «Висат-сервис».

Разработчик программного обеспечения: ООО «НТПЛЮС».

Архитектура комплекса

Основные элементы представлены на рисунке:

Архитектура программного комплекса

Устройства «СРК-М» осуществляют мониторинг кондиционеров и окружающей среды. Данные, накопленные устройствами, собираются серверным приложением в базу данных. Клиентское приложение подключается к серверу и позволяет просматривать всю накопленную информацию и производить настройку системы.

Связь между СРК-М и кондиционерами – путем использования специализированных адаптеров. Связь между сервером и СРК-М – по протоколу TCP (возможна работа как в локальной сети, так и через интернет), либо по COM-порту. В обоих случаях используется система команд Modbus. Связь между клиентским приложением и сервером – по протоколу HTTP.

Серверное приложение выполнено в виде службы Windows (Windows Service). Клиентское приложение выполнено в виде стандартного оконного приложения Windows. В качестве базы данных может использоваться любая версия Microsoft SQL Server, в т.ч. бесплатная SQL Express.

Устройство «СРК-М»

Физическое сопряжение с кондиционерами имеет устройство «СРК-М». Его основные функциональные возможности:

  • Включение/выключение кондиционеров (до 3 шт. на устройство);
  • Мониторинг состояния кондиционеров (работает, не работает, сигнал аварии и т.п.);
  • «Ротационная» работа кондиционеров для равномерности износа (попеременная работа 2х кондиционеров из 3х);
  • Мониторинг внешней среды: температура в помещении, напряжение питания 220 вольт, сигналы внешней тревоги и т.п.;
  • Хранение данных мониторинга во внутренней памяти.

Внешне устройство выглядит следующим образом:

Внешний вид устройства СРК-М
Внешний вид устройства СРК-М

Серверное приложение

Серверное приложение с заданной периодичностью связывается с устройствами СРК-М и запрашивает следующие данные:

  • • Текущее состояние кондиционеров (работают, не работают, есть ли аварийный сигнал и т.п.);
  • • Текущее состояние окружающей среды (температура, напряжение питания и т.п.);
  • • История состояний, накопленная устройством во внутренней памяти.

Таким образом, сервер производит одновременно и мониторинг собственными средствами (за счет периодического опроса текущего состояния), так и мониторинг средствами СРК-М. Это позволяет обнаруживать проблемные ситуации даже в том случае, если во время их возникновения не было связи между сервером и СРК-М.

Все полученные данные сохраняются в базу данных.

Кроме того, в аварийных ситуациях устройства инициируют связь с сервером самостоятельно (например, в случае пожара или сбоя по питанию). Такие данные сервер незамедлительно передает на клиентское приложение.

Клиентское приложение

Ниже показан основной экран:

Главный экран программного обеспечения

Слева находится общее дерево устройств, заведенных в системе. Устройства могут группироваться по уровням.

Справа сверху показана карта (загружается пользователем в виде картинки), на которой размещены устройства и группы устройств.

Цвет точки на карте обозначает текущее состояние:

  • Зеленый – нормальное состояние;
  • Синий – потеряна связь;
  • Красный – аварийная ситуация.

Если точка на карте отображает не устройство, а группу устройств, то ее цвет формируется по принципу «наихудшего состояния».

Кликая на точку карты, пользователь раскрывает новый уровень:

Главный экран программного обеспечения

Если пользователь кликнул по устройству, то раскрывается информация о его состоянии:

Просмотр состояния устройства в программе

Основной экран устройства показывает его текущее состояние: время наработки кондиционеров и их текущий режим, температуру в помещении и другие технические параметры. Нажав кнопку «Экстренный опрос», можно сделать внеплановый мониторинг устройства.

В другой вкладке доступны данные мониторинга в графическом виде:

Информация о мониторинге устройства

Снизу, на графике температур, одновременно показывается состояние кондиционеров: когда какой из них работал/был выключен, когда были аварийные сигналы и т.п.

Данные можно экспортировать в виде изображения или Excel-файла.

Историю мониторинга, которую устройство записало во внутреннюю память, можно просматривать на вкладке «Журнал»:

Просмотр истории в программном обеспечении

Во вкладке «События» отображаются все изменения, связанные с аварийными сигналами, посылаемыми по инициативе устройств:

Просмотр присланных событий в приложении

Вкладка «Настройки связи» позволяет указать параметры соединения с устройством и требуемую периодичность опроса:

Настройки связи с устройствами

Настройки самого устройства задаются на отдельной вкладке:

Настройки устройства в ПО

Настройка сервера

Для настройки сервера создано отдельное приложение-конфигуратор, позволяющее сделать сложные настройки и проверить их корректность. Так, например, при указании входящих портов сервера сразу производится автоматическая проверка на их «незанятость»:

Настройки сервера
Настройки сервера
Настройки сервера

После того, как все настройки выполнены, пользователю предлагается распечатать настройки для клиентского приложения (адрес подключения и т.п.):

Распечатка настроек серверного программного обеспечения

Уведомление о событиях

Сервер позволяет при получении событий от устройств запускать любой произвольный исполняемый файл (exe, cmd, vbs и т.п):

Разработка ПО - запуск скрипта по событиям

Аналогично можно настроить отсылку уведомлений по e-mail:

Отправка емаилов по получению события

Подсказки пользователю

Для проверки работоспособности сервера в клиентском приложении есть отдельный модуль, проверяющий доступность сервера:

Проверка работоспособности серверного ПО

В системе предусмотрено понятное отображение наиболее типовых сбойных ситуаций. Например, в случае неправильной настройки подключения клиента к серверу выводится следующее сообщение:

Если пользователь кликает на подсказку (отображается синим шрифтом), то ему показывается небольшая инструкция для проверки настроек системы:

Помощь в устранении проблем в ПО